Описание церкви Иоанна Предтечи

  • Изюминка храма в том, что к нему примыкают два абсолютно симметричных придела, равновеликих по высоте основному кубу, и эти приделы завершаются пучками малых пятиглавий. Таким образом, это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.
  • Все плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из лекального кирпича и изразцов. Столь же щедро украшены барабаны глав (в прошлом позолоченные).

  • Для украшения интерьера своего великолепного храма жители Толчковской слободы пригласили самых лучших мастеров «стенного писания». Расписывала его в 1694-1695 и в 1700-х годах артель из 16 лучших ярославских мастеров под руководством Федора Игнатьева и Дмитрия Плеханова. Это целая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов. Стенописи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове стали высшей точкой развития декоративно-повествовательного стиля ярославской школы живописи конца XVII– начала XVIII в.
  • На стенах, столпах, сводах, галереях храма запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает толчковский храм самым большим в мире памятником по количеству сюжетов росписи.
  • В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении нескольких лет с 1687 по 1701 гг., постепенно наращивая ряд за рядом. Резьба иконостаса выполнена в стиле барокко неизвестными ярославскими мастерами. В настоящее время иконостас демонтирован, его детали и сохранившиеся иконы находятся в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.
  • Особо почиталась храмовая икона Иоанна Предтечи древнего греческого письма, к ней прибегали, для исцеления головной боли. В иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних были заключены частицы мощей святых.
  • Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде.
  • Отдельно от церкви Иоанна Предтечи стоит столпообразная ярусная колокольня, близкая по декору к московскому барокко. Каждый ярус колокольни вторит построению храма, благодаря чему между ними существует неразрывное ансамблевое единство. В 1950-е гг. проводились работы по ликвидации крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти метра. Кроме колокольни, в ансамбль предтеченского прихода входят ограда (частично разобранная при строительстве соседнего лакокрасочного комбината) и барочные Святые ворота.